Российская газета,
1 июля 2024 г.
Полис ОСАГО не нужен. Но нужен
274 просмотра
Дума приняла закон, по которому теперь для регистрации автомобиля не требуется полис ОСАГО. Он вступит в силу 1 марта 2025 года. Но уже появились «страшные прогнозы», согласно которым мы теперь «вернемся в 90-е», люди начнут ездить без страховки, а в случае аварии возмещение будут выбивать силой. Что, уже действительно пора запасаться арматурой (аналог бейсбольной биты) в багажнике, чтобы противостоять не в меру наглым водителям на случай аварии?
Не будем торопиться. При том что проблемы с ОСАГО действительно есть, а отмена требования предъявить оное при регистрации их лишний раз высветило.
Перво-наперво надо понять, что отмена требования иметь ОСАГО при регистрации авто не означает отмену требования иметь его в принципе. И как только вы выезжаете из автосалона на только что приобретенной машине, непосредственно у выезда вас может «обилетить» сотрудник ГИБДД за езду без полиса. Пока это 800 руб. Но делать это можно в буквальном смысле у каждого столба. Там, где «гаишники» встречаются редко (в глубокой провинции, скажем), автомобилист может надеяться на авось, сверившись со своей доморощенной теорией вероятности, согласно которой, не заплатив 10-20 тыс. рублей за полис, но потом расставшись хоть десять раз с 800 рублями за год, он все равно останется в плюсе. Многие - особенно редко садящиеся за руль - уже сейчас так делают, практикуя «дачно-летний» режим пользования автомобилем. Хотя теперь можно купить полис ОСАГО в том числе на любой срок меньше года, далеко не все об этом знают и этим пользуются. Или же «не заморачиваются», поскольку об этом надо заранее подумать, а не когда ключ в зажигание вставил.
Отмена требования иметь ОСАГО при регистрации авто не означает отмену требования иметь его в принципе
Подсчеты числа «саботажников» разнятся. Некоторые автоэксперты утверждают, что в некоторых бедных регионах число тех, кто ездит без ОСАГО, достигает чуть ли не половину автолюбителей. Авторы исследования, проведенного недавно рабочей группой ОНФ «Защита прав автомобилистов», с этим не согласны и утверждают, что число водителей без ОСАГО на дорогах составляет 8,7%. Правда, исследование охватило только пять крупнейших городских агломераций, так что и его нельзя назвать полностью репрезентативным. Предсказуемо, в самом благополучной регионе - Московском - число незастрахованных минимально (5%). Два года назад Российский союз автостраховщиков сообщал, что на 45 млн тогда зарегистрированных авто около 6 млн (это примерно столько, сколько ежегодно регистрируются или перерегистрируются авто) не имели полиса ОСАГО. Так что имеем уже заметно больше 10%.
Вступление закона в силу отложили до 1 марта не только затем, чтобы приурочить к новому весенне-летнему сезону. Но и чтобы подготовиться к новому порядку взимания штрафов за отсутствие ОСАГО - с помощью камер. Тогда надежда на авось сильно поблекнет. Особенно если размер штрафов повысят, каковая тенденция (на повышение штрафов и пошлин) сейчас сильна. Автоматическое взимание штрафов за отсутствие ОСАГО планировали внедрить уже в текущем году, но не успели.
Впрочем, собирать штрафы проще, чем наладить работу самой системы ОСАГО. Тогда как именно недостатки в ее работе, а не только высокая для некоторых стоимость полиса являются причиной недоверия к системе ОСАГО и пренебрежительного к ней отношения. ОСАГО воспринимают не как страховку, а как дополнительные поборы.
Говоря о необходимости повышения тарифов с учетом новых реалий на авторынке, следует признать, что кардинальные реформы нужны и в самом страховом бизнесе
Автомобилисты жалуются, что страховщики не укладываются в положенные два месяца ремонта. Особенно сейчас, когда с доставкой запчастей для многих авто наблюдаются известные сложности. Также на то, что страховщики занижают стоимость ремонта и тех же запчастей. В результате автовладельцам приходится доплачивать за ремонт самим. Многие вообще предпочитают не открывать дело о страховом случае, предвидя немалые проблемы, волокиту и траты, а «решают вопрос» непосредственно на месте аварии. Ну и чтобы себе тариф на следующий год не поднимать.
Страховщики в ответ говорят, что, дескать, тарифы ОСАГО занижены, - «за такие деньги ничего нельзя сделать». И действительно, в Европе приходится выкладывать за обязательную страховку, в зависимости от страны, от 300 до 800 и больше евро. Против наших примерно 150. Ну тогда и встречный вопрос к страховщикам: а если повысить тарифы раза в два, то вы готовы заплатить около пяти миллионов (в пересчете на евро) за ущерб здоровью, как в сопоставимой с нами по уровню жизни Польше? И 1 млн евро за ущерб имуществу? Не говоря о Германии, где выплаты, соответственно, 7,5 млн евро и 1,2 млн (при тарифах уже ближе к тысяче). То есть при том, что наши тарифы ОСАГО всего лишь в 2-6 раз ниже европейских, выплаты ниже в десятки раз. Хотя тарифы для неопытных водителей или тех, кто «засветился» с ДТП, уже сейчас вполне приближены к «среднеевропейским». Где ж деньги-то? Да и аварий у нас, особенно с тяжелыми последствиями, даже меньше, в пропорции к числу автомобилей, чем в Европе. Хотя бы потому, что у нас меньше скоростных дорог, где можно так разогнаться. Так что, даже признавая необходимость повышения тарифов с учетом новых реалий на авторынке и с обменным курсом рубля, следует признать, что кардинальные реформы нужны в самом страховом бизнесе. Которые должны в итоге привести к тому, чтобы суммы выплат ущерба стали кратно выше, а процедуры их получения более простыми, прозрачными и понятными.
Правда, говорят, в Думе готовят новый законопроект, который призван серьезно повысить выплаты автовладельцам. Так, верхнюю границу страхового возмещения по ОСАГО по европротоколу (то есть при оформлении без участия ГИБДД и при отсутствии разногласий между участниками ДТП) увеличат с нынешних уже действительно «смешных» 100 тыс. до 200 тыс. рублей.
Которые, впрочем, тоже не выглядят щедрыми. Поскромничавшие авторы законопроекта аргументируют: дескать, если повысить еще больше, то возрастет и угроза мошенничества. Что ж, через это прошли многие страны, мы тут не исключение. Но это лишь повод усилить работу правоохранителям, а не делать так, чтобы из-за единиц мошенников страдали подавляющее большинство честных автомобилистов. Да и система ОСАГО в целом.
Георгий БОВТ
Вся пресса за 1 июля 2024 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Выплаты, Тарифы
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
18 декабря 2024 г.
|
|
ТАСС, 18 декабря 2024 г.
Более 3,5 млн жителей Донбасса и Новороссии оформили полисы ОМС
|
|
Новые Известия, 18 декабря 2024 г.
Илья Баланин: более 3,5 млн жителей новых российских регионов оформили полисы ОМС
|
|
Вечерний Орел, 18 декабря 2024 г.
Жители Орловской области начали экономить на страховании
|
|
Saratovnews, Саратов, 18 декабря 2024 г.
Страхование жизни защитят системой гарантирования
|
|
110km.ru, Санкт-Петербург, 18 декабря 2024 г.
Кроссоверы Cadillac и Ford провалили краш-тест в США
|
|
За рулем, 18 декабря 2024 г.
Арест до 15 суток: в РФ протестируют новые виды борьбы с любителями езды без ОСАГО
|
|
За рулем Кубань, Краснодар, 18 декабря 2024 г.
Краснодар стал третьим в России по мошенничеству в сфере ОСАГО
|
|
Ведомости-Санкт-Петербург, 18 декабря 2024 г.
Петербург вошел в первую пятерку регионов по числу мошенничеств с ОСАГО
|
|
За рулем Кубань, Краснодар, 18 декабря 2024 г.
Камеры начнут выписывать штрафы за отсутствие ОСАГО в конце 2026 года
|
|
ПРАЙМ, 18 декабря 2024 г.
Эксперты рассказали, кто лидирует по страхованию авто в России
|
|
Агроэксперт, 18 декабря 2024 г.
Ставки франшизы для агрострахования в России снизят до 30%
|
|
ТАСС, 18 декабря 2024 г.
Мишустин рассказал о выгодах долевого страхования жизни граждан
|
|
ПРАЙМ, 18 декабря 2024 г.
Назван лидер по объёму страховых премий за первые девять месяцев 2024 года
|
|
ТАСС, 18 декабря 2024 г.
ГД приняла закон о совершенствовании механизма сельхозстрахования
|
17 декабря 2024 г.
|
|
cbr.ru, 17 декабря 2024 г.
Страхование жизни будет защищено системой гарантирования
|
|
Frank Media, 17 декабря 2024 г.
РНПК ужесточает подходы к перестрахованию крупных объектов
|
|
Костромские ведомости, 17 декабря 2024 г.
Страховщики выплатили костромичам 1,5 млрд рублей
|
 Остальные материалы за 17 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|